Кабинет

Журнал №7 2012

Содержание

Содержание № 7

Игорь Караулов - ЗА ПАЛЕОНТОЛОГИЮ
Владимир Губайловский - УЧИТЕЛЬ ЦИНИЗМА
Юлиана Новикова - НА РАССТОЯНИИ ОГНЯ
Валерий Буланников - СКРЕПКА
Дмитрий Быков - НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
Виталий Сероклинов - САНИТАРНАЯ ЗОНА
Татьяна Полетаева - ТЫ ТАКУЮ НЕ ЗНАЛ
Виталий Щигельский - НЕВИДИМКА
Виталий Науменко - КОСНОЯЗЫЧИЕ
Евгений Шкловский - РЕЛИКВИЯ
современная армянская поэзия - ПОДЛИННИК РЕЧИ

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Андрей Волос - КТО ОПЛАЧЕТ ВОРОНА?

ОПЫТЫ

Сергей Боровиков - В РУССКОМ ЖАНРЕ — 44
Сергей Костырко - ЗАПИСИ
Валентин Барышников - НОСТАЛЬГИЯ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Александр Белый - ВНЕМЛЯ АРФЕ СЕРАФИМА

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Григорий Аросев - НЕСТОЛКНОВЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Александра Гуськова - ВEЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ПОВОЛЖЬЯ
Аркадий Штыпель - С ГУРЬБОЙ И ГУРТОМ
Елена Михайлик - ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДВАЖДЫ ЗАГРОБНОМУ МИРУ

Павел Крючков - КНИЖНАЯ ПОЛКА ПАВЛА КРЮЧКОВА
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Павел Крючков - ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ С ПАВЛОМ КРЮЧКОВЫМ

БИБЛИОГРАФИЯ. ПЕРИОДИКА

Сергей Костырко - БИБЛИОГРАФИЯ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА
Павел Крючков - ПЕРИОДИКА

Анонс

Анонс июльского (№ 7) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Владимир Губайловский. Учитель цинизма. Роман. Начало

Повествование, написанное с ориентацией на жанр «истории моего современника»; то есть роман классический (как бы), выстраиваемый сюжетом взаимодействий индивидуальной биографии автора-повествователя и его Времени. Времени и в традиционном понимании, то есть времени историческом – текст содержит картины из жизни молодого человека, студента МГУ на излете советской эпохи, коя предстает здесь в том облике, в коем ее знали те, кто жил в те времена, а не в нынешнем ее киноварианте. И одновременно в изображении стиля жизни и психологии позднесоветских лет, в изображении героя, сюжетов и микросюжетов его личной биографии присутствует не только попытка автора точно воспроизвести черты минувшей эпохи, но и стремление показать то, то обнажало для нас то Время в природе человека и в устройстве окружающего нас мира. Как раз вот это и делает «воспоминательную прозу» Губайловского романам.

Темы и мотивы: друзья, родители, студенческий быт; Москва и провинциальная Россия, начинавшаяся в не слишком отдаленном Подмосковье; математика как наука и как образ мышления, шизофрения как патология и как полная свобода и т. д. Роман, вошедший – на стадии рукописи - в список финалистов премии «Большая книга»

Валерий Буланников. Скрепка. Рассказы

Традиция старинного русского рассказа в сегодняшнем ее изводе – рассказ про душевное (и - духовное) смятение, пережитое насельниками современного небольшого монастыря («Скрепка»); и рассказ про сына, навещающего мать в доме для престарелых, доме достаточно специфическом, в котором матери вроде как хорошо, и ей, действительно, там комфортно; а также про то, от чего, на самом деле, умирают старики («ПНИ»).

Виталий Сероклинов. Санитарная зона. Рассказы

Рассказы про грань между «нормой» и патологией в жизни человека и жизни социума - про пожилого астронома, человеческая естественность поведения которого вызывает агрессию общества; про заботу матери о дочке, о попытках ее приучить девочку, а потом и молодую женщину к правильной, гарантирующей успех и счастье жизни; про человека, нашедшего для себя точку жизненной опоры вне этой жизни и т. д.

Виталий Щигельский. Невидимка. Рассказ

"Далеко не каждому дано высшее право постичь себя. Часто человек проживает жизнь не собой, а случайной комбинацией персонифицированных понятий и штампов. Каждый раз, перечитывая некролог какого-нибудь общественно полезного Ивана Ивановича и не находя в нем ничего, кроме постного набора общепринятых слов, задаешься справедливым вопросом: а был ли Иван Иваныч? Ну а если и был, то зачем, по какому поводу появлялся?

Впрочем, среди принимаемого за жизнь суетливого, шумного и бессмысленного маскарада иногда попадаются люди, вдумчиво и упрямо заточенные не наружу, а внутрь. В коллективных социальных системах их обычно считают больными, а больные принимают их за посланцев. Если кому-то вдруг захочется ляпнуть, что истина лежит где-то посередине, то этот кто-то явно не ведает ни середины, ни истины…

Одним из таких посланцев был Эдуард Эдуардович Пивчиков ..."

Евгений Шкловский. Реликвия. Рассказы

Четыре новых рассказа в жанре психологической новеллы, который разрабатывает в нашей прозе Шкловский, предложивший свой вариант сочетания жесткого, вполне «реалистического» психологического рисунка с гротеском, ориентирующим в его текстах сугубо бытовое на - бытийное. Рассказ про человека, подсознательно стремящегося занять как можно меньше пространства в окружающем его мире («Зеркало»); рассказ про человека, лишенного способностей и как будто самой воли жить, но который, тем не менее, делает усилие собрать себя заново с помощью самого процесса записывания своей жизни - «Сейчас уже редко рукой пишут, больше по Интернету, sms всякие, несколько словечек – и все. По клавишам тюк-тюк. А тут не клавиши. Тут рукой непременно надо, рукой и сердцем. Непременно сердцем!» («Мы пишем»); и другие рассказы.

СТИХИ

Подборки стихотворений Юлианы Новиковой "На расстоянии огня", Дмитрия Быкова "Новые баллады", Татьяны Полетаевой "Ты такую не знал", Виталия Науменко «Косноязычие»,

Игоря Караулова "За палеонтологию"

(Да и небо тоже - ворованное или ввезённое.

Хорошо, если хотя бы лицензионное.

Шведское небо, подсвеченное с углов.

Вон облако, как сгорбленный рыболов,

несёт за спиною сеть,

а в сети полыхает сельдь.

Нам прислали такое небо в обмен на нефть

и оставили до вечера повисеть.)

Подлинник речи. Современная армянская поэзия в переводах Георгия Кубатьяна (Ваагн Мугнецян, Акоб Мовсес, Рачья Тамразян)

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Андрей Волос. Русские в Средней Азии

Про историю России в Средней Азии и про Азию как часть жизнь России. Вступление: "В начале мая 1997 года я провел несколько дней в штабе мотострелковой бригады Министерства обороны республики Таджикистан", "совсем рядом, буквально за парой горных хребтов, моджахеды Ахмад-шаха Масуда сдерживали вооруженные отряды талибов, рвущихся к границам Таджикистана. Талибы хотели перенести афганскую войну на территорию бывшего Советского Союза, который в свое время – и совсем недавно – капитально в ней проучаствовал на их собственной территории. В самом Таджикистане война (жестокая, беспощадная, кровопролитная, но оставшаяся почти неведомой миру) только-только утихла", "комбриг расстроенно вздохнул и пробормотал, как будто недоумевая: – Вот занесло-то, ядрена копоть! И куда, спрашивается, лезли?! ".

Основное содержание очерка составляет рассказ о том, как и когда собственно "занесло" русских в Азию. Финальные фразы: "Триста лет назад Бекович-Черкасский возглавил экспедицию русских первопроходцев в Хиву. Триста лет – легендарный срок жизни ворона. Если бы речь шла о какой-нибудь суетливой бестолковой птахе вроде воробья, ничего не стоило бы брякнуть: сдох воробей. Но ворон! – ворон может только почить. Ворон почил. Конец эпохи свершился".

ОПЫТЫ

Сергей Боровиков. В русском жанре - 44

Советская творческая элита времен Сталина – выписки, комментарии, реплики. «Когда я слушаю записи выступлений Вертинского в советских концертных залах, то живо воображаю послевоенную советскую элиту, которая в ожидании верховной ласки или гнева и при большом денежном благополучии принялась изображать большой свет. Зрительный ряд здесь можно взять из кинофильма Ивана Пырьева «Сказание о Земле сибирской» (1947): в антракте концерта - ослепительные дамы и господа, меха, платья до блестящего паркета, цветы в вазах, декольте, бриллианты, коньяк из маленьких стопок, пирожные, кофе и золотые медальки лауреатов Сталинской премии. И вот – словно бы специально для них приехал осколок империи и звезда декаданса.»

Сергей Костырко. Записи.

Два эссе: «Забор», «Пляж» - «Парадокс: какое еще зрелище может быть более тревожным и угнетающим, нежели вид толпы обнаженных, беспомощных и беззащитных перед лицом стихий людей на берегу моря. Но именно эту картину наше время сделало для нас праздником. Нашим избавлением от неостановимого, казалось бы, скольжения человека все дальше и дальше от своего природного естества к искусственным формам жизни».

Валентин Барышников. Ностальгия

Пластичная эссеистская проза про еще один подвид ностальгии, образ которой Барышников разворачивает в картинках дорог – дорог европейских с их космополитическим комфортом, с легкостью перемещения по ним, «переходящей в легкость жизни, поверхностное скольжение мимо миров и укладов, гладкость асфальта позволяют не расходовать силы на трение с шероховатостью чужой жизни и сосредоточиться на своей», и дорог российских, «антитезе» европейских дорог – «Их асфальт обломан по краям и врастает в землю обочин, в пыль и грязь. Российские дороги ведут не мимо чужой жизни, а сквозь нее, им чужды абстракции пунктов А и Б. Полчаса от Москвы – и пожалуйста: дорогу обступают приземистые варварские постройки с косыми изгородями и слепыми окнами. Но страшная мысль о мертвой деревне уступает место еще более страшной – о том, что за грязными битыми стеклами может быть жизнь.». И автору, последние годы пользующемуся в основном дорогами европейскими как будто стало недоставать «сцепления с окружающим миром» - «Нынешние дороги очень гладкие. Ностальгия ли это по обломанному асфальту? Возможно, да, но, быть может, и нет».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Белый. Внемля арфе серафима

Статья о споре/диалоге Пушкина с митрополитом Филаретом и, соответственно, о "вопросе «личной церковности» Пушкина" - "По свидетельству Вяземского, Пушкин был «задран» стихами его преосвященства, который пародировал его стихи о жизни. «Задран» значит неприятно задет. Как известно, Пушкин был «злопамятен», то есть старался рано или поздно расквитаться с «обидчиком» . Вполне возможно, что так произошло и в данном случае. Если верить Н. В. Сушкову, биографу владыки, Филарет назвал свое стихотворение «Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению», а наставления – опровержением философствования Пушкина. Знал или не знал об этом Пушкин, но спор с Филаретом он продолжил именно на этом уровне. ...".

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Григорий Аросев «Нестолкновение мировоззрений» – о книге: Андрей Дмитриев «Крестьянин и тинейджер». М., «Время», 2012;

Александра Гуськова «Вечера на хуторе близ Поволжья» - о книге: Наиль Измайлов «Убыр». СПб., «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2012;

Аркадий Штыпель «С гурьбой и гуртом» - о книге: Мария Степанова. Киреевский. СПб., «Пушкинский фонд», 2012.

Елена Михайлик «Путеводитель по дважды загробному миру» - о книге: Л. В. Шапорина «Дневник». В двух томах. Вступительная статья В. Н. Сажина, подготовка текста, комментарии В. Ф. Петровой и В. Н. Сажина. М., «Новое литературное обозрение», 2011.

Книжная полка Павла Крючкова

Воспоминания о Корнее Чуковском. Составление и комментарии Е. Ц. Чуковской, Е. В. Ивановой. М., «Никея», 2012;

Лидия Чуковская. Софья Петровна. Повести; стихотворения. М., «Время», 2012;

Лидия Чуковская. Избранное. «Былое и думы» Герцена; Декабристы – исследователи Сибири; Н. Н. Миклухо-Маклай; Мои чужие мысли; Статьи. М., «Время», 2011;

Год с русскими поэтами. Православный календарь на 2012 год. Стихотворения, фрагменты из дневников и писем русских поэтов Золотого и Серебряного века. Составитель Дмитрий Шеваров. Минск, Свято-Елисаветинский женский монастырь; М., издательство Сретенского Монастыря, 2011;

Нелли Морозова. Мое пристрастие к Диккенсу. Семейная хроника. XX век. М., «Новый хронограф», 2011, 352 стр. («От первого лица: история России в воспоминаниях, дневниках, письмах»).

Александр Рубашкин. Заметки на полях жизни. СПб., «Петрополис», 2011;

Петр Зайцев. Записки пойменного жителя. Рыбинск, «Медиарост», 2011;

Г. Е. Гернет, Е. Г. Друкарев. Он умер от радости. СПб., «Европейский Дом», 2011;

Михаил Нодель. Книга жизни. М., «Laterna Magica», 2012;

Молитвы русских поэтов. XX – XXI. Авторский проект, составление и биографические статьи В. И. Калугина. М., «Вече», 2011.

Кинообозрение Натальи Сиривли

Шарманка

На этот раз – об, увы, недоступном широкому зрителю фильме: «Есть такой фильм - «Сентиментальный романс – 2000. Реквием XX веку». Точнее, даже не фильм - цикл из 15 коротких монтажных фильмов на основе русских песен и романсов в исполнении Олега Погудина, «Венок киносонетов», созданный сотрудником Госфильмофонда Валерием Босенко к 100-летию отечественного кино. Это – выдающееся произведение. Без дураков. Я не решалась до сих пор о нем написать просто потому, что его практически невозможно увидеть. Фильм всего пару раз демонстрировался публично в 2008 году и существует ныне лишь на DVD-дисках, подаренных в год 100-летия российского кино всем участникам архивного кинофестиваля «Белые столбы». Судя по стопроцентному отсутствию резонанса, никто из участников его так и не посмотрел».

Детское чтение с Павлом Крючковым

О литературной премии имени Чуковского и ее лауреатах, в частности, об Александре Кушнере, Григории Гладкове, Артуре Гиваргизове, Викторе Лунине, Сергее Махотине. Заканчивается обзор представлением детского поэта из Арзамаса Галины Дядиной, которая «играет на всех инструментах сразу: она тщательно работает со словом, извлекая из него все мыслимые и немыслимые вторые смыслы. Она дурачится, шутит, «переворачивает перспективу». Но, главное, почти все свои открытия замешивает не на иронии, а, что гораздо труднее, на лирике, помня, вероятно, о том, что естественное состояние для ребенка – это счастье.

Если я во сне летаю, –

Набираю высоту,

Обгоняю птичью стаю –

Это значит, я расту.

Мне один знакомый метко

Так сказал (и был он прав):

«Мышь во сне летала редко,

Чаще всех летал жираф!»

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация